Музыкальные форматы CD и DVD скоро уйдут с рынка

CD и DVD теряют популярность: их продажи в России в 2013 году упали еще на 40%. Магазины сворачивают продажи дисков, а контент все чаще распространяется через интернет.

В 2013 г. продажи DVD-дисков упали на 41% в штучном выражении, Blu-Ray — на 8% по сравнению с 2012 г., следует из данных аналитической компании GfK, сообщают «Ведомости». Кроме того, на треть снизились продажи устройств для просмотра DVD. Абсолютных показателей продаж GfK не раскрывает. Производители видео постепенно переходят на цифровой формат, объясняет директор по коммуникациям «GfK Россия» Юлия Стеценко: "рынок смартфонов, планшетов и телевизоров Smart TV вырос за прошлый год больше чем на 50%".

Продажи физических носителей — CD и DVD — действительно сильно падают, соглашается представитель «М.видео» Регина Роднянская. "По данным «М.видео», в прошлом году российские продажи DVD и Blu-Ray упали на треть до 1,9 млрд руб., а в штучном выражении — на 40% до 10,7 млн дисков. По данным "Евросети" в феврале 2013 г. в России было продано 900 000 DVD-фильмов.

Рынок музыкальных CD-дисков чувствует себя не лучше. Опрошенные «Ведомостями» дистрибуторы CD оценили падение их продаж на 30-50% за прошлый год. «Продажи CD-дисков в рознице — больше не рынок», — убежден председатель совета директоров ГК «Союз» Александр Менн: по сравнению с 2008 г. они упали более чем в 40 раз. Некогда «Союз» был одной из самых заметных сетей с музыкой и фильмами, но два года назад свернул розницу и теперь зарабатывает на продюсировании, рассказывает Менн. У другой розничной сети, «Пурпурный легион», остался единственный магазин в Москве. «Рынок падает, мы пытаемся сосредоточить продажи в одном месте», — говорит управляющая этим магазином Анна Агевнина.

В первую очередь сокращаются продажи CD западных артистов, отпечатанных в России, отметил гендиректор российского офиса звукозаписывающей компании Universal Music Дмитрий Коннов. «Те артисты, которые хорошо продавались среди молодежи пять лет назад, сейчас скачиваются в интернете», — рассказывает он. Правда, у самой Universal Music продажи CD в прошлом году выросли на 10%, но в основном за счет более старшей аудитории, которая может себе позволить тратить от 600 руб. за диск. Кроме того, отмечает Коннов, Universal Music зарабатывает на виниле, продажи которого в России увеличились в 2013 г. на 50%. Винил, цена которого в 5-10 раз превышает CD, частично компенсирует падение рынка, соглашается руководитель компании «Юнайтед мьюзик групп» Андрей Бражкин.

Продажи CD и DVD сокращают или вовсе сворачивают крупные розничные сети, говорит Бражкин: от дисков в этом году отказалась сеть гипермаркетов «Лента», годом ранее — «Техносила», сокращают продажи дисков «Ашан» и «Медиамаркт». Представитель «Ленты» это подтвердил. Представитель «Медиамаркт» отказался от комментариев, «Ашана» — не ответил на вопросы.

Закрываются и многие специализированные торговые точки, а оставшиеся сокращают торговое пространство под видео и музыку, рассказывают руководители дистрибуторов дисков Lizard Cinema Trade и CP Digital Павел Полетаев и Норайр Гюзалян. Увеличить оборот Lizard помог лишь выход фильма «Сталинград» — крупнейший проект года, рассказывает Полетаев. Компания, по его словам, инвестировала в покупку релизов фильмов, стараясь выпускать как можно больше новинок с минимальным «окном» — 4-5 недель. У CP Digital доходы сохраняются благодаря продажам в премиум- и бюджетном сегментах; кроме того, компания теперь торгует детскими товарами, говорит Гюзалян. На этом же пытается заработать и «Мистерия звука» — один из крупнейших производителей и дистрибуторов аудио- и видеоносителей, говорит его представитель Александр Кузьмичев. Пользователи уходят на онлайн-площадки, сетует он.

Бражкин из «Юнайтед мьюзик групп» говорит, что, по его данным, продажи CD в прошлом году снизились лишь на 25%. Но до этого два года подряд они падали на 40-50% в год. В результате многие продавцы музыки ушли с рынка. Компаний, которые зарабатывают на одной лишь дистрибуции, почти не осталось — теперь продажа носителей превратилась в дополнительный вид бизнеса для правообладателей, резюмирует он.

Будущее - за цифровым контентом!