Интервью: Алина Санкалпас о проекте «Sattva Project» и съемках клипа "Blind"
Недавно в клубе «16 Тонн» состоялась презентация дебютного клипа инди-поп группы Sattva Project, снятого на композицию «Blind». Эта песня ранее уже успела возглавить известный сборник клубной музыки Sonar 2016 Compilation. Мы встретились с идеологом проекта Алиной Санкалпас и поговорили с ней о ее коллективе, об особенностях музыкальных мастер-классов у педагогов из разных стран, а также о том, как попадают треки в разные популярные компиляции.
1. Ваш главный проект называется Sattva Project. Расскажите, что означает, символизирует это название?
Cлово «Sattva» в переводе с санскрита означает чистый, благой, гармоничный, что олицетворяет одно из самых возвышенных качеств материальной природы. Для меня оно символизирует гармонию во всех ее проявлениях.
2. Как вы сами для себя определяете стиль, в котором играет группа?
Если честно, сама я не давала определение стилю, в котором создаю музыку для Sattva Project. Чаще случается, что это становится прерогативой нашей аудитории. Нередко приходится слышать от профессионалов, что это brit-pop или что-то собирательное, но имеющее в основе свой почерк. Больше всего люблю, когда про мою музыку говорят, что это просто современный интеллектуальный звук.
3. На какой музыке вы росли? Как проходила эволюция ваших музыкальных вкусов, пристрастий, и что из этих увлечений нашло в дальнейшем отражение в Sattva Project?
Мой вкус формировала самая разная музыка: от композиторов эпохи Ренессанса, барокко, классики и романтиков до музыки XX века. Из композиторов XX века мои безусловные фавориты – Арво Пярт и Дьердь Лигети. Им удалось создать свой индивидуальный стиль, применяя новаторские композиторские техники, но сохраняя при этом вековые традиции их предшественников – полифоническое письмо, хоральные основы и пр. Что касается популярной музыки, тут я всеядна. Мне могут понравиться композиции совершенно полярных направлений. В свое время я «заслушивалась» Sade, Mylene Farmer, Alanis Morrisette, Massive Attack, HIM, Faith No More, Tori Amos. С годами я поняла, что меня захватывает музыка, заставляющая думать, проникающая в сердце. Возможно, поэтому большинство моих
композиций не развлекательны по своей сути, и иногда тяжеловато воспринимаются обывателем.
4. Вы проходите мастер-классы у разных зарубежных композиторов – из Франции, Италии, Швейцарии и обучаетесь композиции у российских педагогов. Чем отличается система образования, и что бы вы привнесли из западной педагогики в отечественную?
Для того, чтобы тщательно вникнуть в западную систему образования необходимо все-таки получить какое-то образование зарубежом. Я такого опыта не имею. И могу судить о западной системе только по мастер-классам иностранных композиторов, проводимых здесь в России, и рассказам друзей, которые учатся там. Насколько мне известно, отличий много! Даже в названии предметов: что у нас Полифония, то в европейских консерваториях - Контрапункт. Там почти нет шансов получить бесплатное образование. Разные подходы к педагогике. У нас шире круг изучаемых смежных дисциплин, масштабнее погружение в теоретические основы и исторические аспекты. Там более лояльное отношение к студентам, дается больше шансов на то, чтобы исправить ошибку. В России преподаватели, как будто, строже. Основное же отличие западной системы образования от отечественной в этой области, на мой взгляд, в предоставлении большей свободы творчества пишущим музыку студентам. С одной стороны, это плюс, потому как творческого человека лучше не сковывать рамками, а с другой стороны – это большой минус, так как недостаточно дотошный разбор сочинения студента педагогом ведет к тому, что его музыка может быть вторична, не иметь собственного почерка. Безусловно, поучиться всегда есть чему и у наших педагогов, и у зарубежных. И этот обоюдный обмен опытом происходит, в основном, в виде мастер-классов. Иногда лучших студентов отправляют на практику в западные ВУЗы, организуют летние школы, где студенты и преподаватели из разных стран могут поделиться друг с другом своими знаниями и профессионализмом.
5. Ваш проект высоко оценил Антон Беляев (Therr Maitz). Нет ли у вас идей какого-нибудь совместного проекта?
Я благодарна Антону за ценные комментарии. Доверяю его мнению. Если у Антона возникнет желание создать с Sattva Project интересную коллаборацию, конечно, буду рада. Есть идея записи дуэтного сингла с Therr Maitz.
6. Хотели бы вы попробовать себя в кинокомпозиторской деятельности? Для какого жанра фильма больше всего, как вам кажется, подошла бы ваша музыка?
Скорее всего, со временем я приду к написанию киномузыки. Эта область меня привлекает. Кроме того, воодушевляет проявленный интерес к моим опусам некоторых режиссеров, среди которых есть такие известные личности как Фёдор Бондарчук. Почти во всех моих композициях, и вокальных в том числе, прослеживается определенная сюжетность. Думаю, потенциальными саундтреками могли бы стать многие из них... Наверное, самый подходящий жанр - драма, так как главное внимание в ней уделяется как раз развитию сюжета и внутренним переживаниям главных героев. Интереснее было бы поработать не над тем, что называется «мейнстрим», а над музыкой к арт-хаусному или авторскому кино, рассчитанному на «искушенных» зрителей, где главную роль играют личность и индивидуальный стиль режиссера, использование нестандартных приемов, а не коммерческий прокат.
7. Ваши треки попадали в знаменитые сборники Café del Mar, Sonar, Lounge Bar, European Chill и многие другие. Как происходит ваше взаимодействие с составителями таких компиляций?
Как правило, составители этих сборников сами выходят на меня и инициируют весь процесс. А я и не сопротивляюсь.
8. Вы одновременно и композитор, и продюсер, и юрист… В вас уживаются одновременно три разных человека - или это грани одной личности?
Прозвучит странно, что в моем случае, одно без другого сложно представить. Личность формируют наше окружение, привычки, сфера интересов, образование и пр. Иногда приходится слышать: тебе не обидно? Мол, столько лет потратила зря, училась в МГУ, защищала диссертацию... Кому все это нужно? Зачем? Сразу после музыкальной школы поступила бы в училище, потом в консерваторию, столько бы всего уже успела в музыке!
Эти годы не были потрачены бесцельно! Я рада тому, что получила фундаментальное образование в хорошем университете, учила языки, участвовала в интереснейших конференциях, работала над научными статьями и диссертацией, получала бесценный опыт общения со многими выдающимися людьми, чьи имена вписаны в историю, приобрела десятилетний опыт работы по специальности в крупной компании. Я уверена, что именно тот период жизни сформировал матрицу, которая сейчас помогает мне справляться с самыми сложными вопросами.
9. Недавно в клубе «16 Тонн» состоялась презентация дебютного клипа Sattva Project – «Blind». Расскажите об истории съемок этого видео.
Работа над роликом велась в Крыму во время летних гастролей Sattva Project. Сюжетная линия ролика обличает безразличие и душевную слепоту людей. Для съемок были выбраны знаковые и живописные локации. В частности, съемки проходили в легендарных местах крымской земли: на горе Клементьева близ Коктебеля, где начинали свой путь будущие гениальные конструкторы самолетов Антонов, Яковлев, Ильюшин и создатель космических кораблей академик Сергей Королев. Также ролик снимали у «Золотых ворот» Карадагского массива - одного из самых загадочных и символичных мест Крымского полуострова - скалы арочной формы древнейшего вулкана. Кроме того, съемочный процесс проходил в джаз-клубе Bogema в Коктебеле, где в разное время выступали музыканты мирового уровня - Нино Катамадзе, Игорь Бутман, Алексей Козлов, Томми Эммануэль, Сергей Манукян, Энвер Измайлов, Шенда Рул и многие другие.
10. Давайте попробуем заглянуть в будущее Sattva Project. Каковы ближайшие и далекие планы у группы? В какую сторону вам хотелось бы развивать проект?
Сейчас готовлю к записи несколько работ с приглашенными вокалистами, которые небезызвестны широкой публике. На подходе трек, который войдет в достойную компиляцию резидента Café del Mar и Buddha-Bar. Хочу развивать мой проект в сторону большей популярности!