Обзор альбома Harakiri
Сольная карьера Сержа Танкяна уже давно не рассматривается как всего лишь некий придаток к основной деятельности лидера System Of A Down, но к настоящему моменту успела выделиться в самостоятельное мощное течение, за развитием которого наблюдать становится все интереснее. Серж, которого не без причины критикуют за периодические неубедительные выступления на сцене, компенсирует это полной самоотдачей в студии и удивительным авторским потенциалом. Собственно, от альбома к альбому Танкян демонстрирует все более зрелый материал, лишенный назойливых самоповторов и неудачных экспериментов. Пожалуй, наибольшего прогресса музыкант добился именно сейчас, выпустив третий сольный диск, который получил название Harakiri. И вроде бы все здесь, как всегда – сложные тексты острой социально-политической направленности, традиционная вокальная манера Танкяна, тарабанящего слова со скоростью пулемета, и полный набор ходов и примочек современного металла. Но звучит все это как никогда громко, проникновенно и жестко. Так, будто артист копил силы, терпел и ждал, а потом изверг из себя все то, что держать в себе он больше не мог.
Сотканный из политических лозунгов, социологических комментариев и личных откровений, альбом Harakiri бьет наотмашь и, не давая подняться на ноги и придти в себя, пинает уже поверженного слушателя. Серж не разбивает публику на правых и виноватых, указывая не на личные недостатки индивидов, а на стигмы общества, болезни, которые поразили всех и каждого. Лишь вначале он в последний раз предлагает взяться за ум и перестать издеваться над тем, что дала нам природа. Музыка Cornucopia обманчиво расслабляющая, зовущая в танец, но музыкант не верит в то, что празднику этому суждено состояться. Уже второй трек альбома, классный сингл Figure It Out, выполнен в стилистике System Of A Down и за отведенные ему три минуты поясняет, каким будет на этом альбоме разговор. Чтобы слушатель не подумал, что этот диск – продолжение System Of A Down, под номером три Серж заявляет Ching Crime, строящуюся на крепком metal-основании, но в вокальной линии имеющий большое влияние хип-хопа. Здесь найдется лишь еще один трек, сделанный в таком духе, Deafening Silence, но этот опыт стоит признать удачным. В ходе развития альбома Серж становится все резче в своих высказываниях, и в треках Reality TV и Uneducated Democracy выражает свой протест уже совершенно неприкрыто. Широкий диапазон его вокала вместе с мощной эмоциональной составляющей не позволят оставить эти композиции незамеченными.
Лирика Harakiri действительно хороша. Танкян, впрочем, в отличие от единомышленников из панк-рока, не торопится подносить все значения и смыслы на тарелочке. Чтобы разобраться в хитросплетениях его поэтических мыслей, нужно быть думающим и анализирующим слушателем. И все же главный козырь этого релиза - музыка, пожалуй, впервые получившая право на собственную, независимую от голоса Сержа, жизнь. Ритм-секция, некогда выполнявшая лишь базовые функции, теперь стала намного узорчатее и сложнее. Гитары, которым отводилась роль агрессоров, теперь используются шире и интереснее. Серж определенно вознамерился раздвинуть рамки собственного стиля, сделать свою музыку глубже и проникновеннее. Это видно и в вокальной работе артиста. Если раньше его голос служил каналом для слепой, безудержной ярости, то нынче пыл Сержа поостыл. Повзрослев, набравшись мудрости, рокер собственным примером доказывает, что иногда крик и громкая музыка – не лучший способ достучаться до собеседника, не самое эффективное орудие убеждения. Впрочем, все это – атрибуты и черты все того же явления, того же творчества. Если вы не жаловали музыку Танкяна раньше, то этот релиз не изменит вашего отношения. Для поклонников же этот альбом – настоящий праздник, а для музыканта – доказательство собственного прогресса.