Обзор альбома Scratch My Back
Имя Питера Габриэла хорошо знакомо всем любителям добротной рок музыки. Его сольная карьера начиналась в конце семидесятых, и сегодня, когда Питеру почти шестьдесят, ожидать от него той же энергичной деятельности не приходится. Зато каждый новый диск певца становится по-настоящему крупным событием в музыке. Кроме того, Габриэл всегда был склонен к различного рода экспериментам, что неизменно гарантировало внимание и интерес к его творчеству со стороны и критиков, и меломанов. Свежий диск артиста, Scratch My Back, в этом отношении исключением не стал. Во-первых, он был издан лишь через семь лет после выпуска предыдущей работы Питера, Up, а во-вторых, этот диск представляет собой сборник каверов. Уже сейчас известно, что это лишь первая часть проекта, в рамках которого артисты, чьи песни появились на этом альбоме, вернут Габриэлу должок в виде каверов на его песни. Любопытен подбор оригинальных композиций. Перечень их исполнителей не поддается ни одной классификации, настолько отличны жанры, в которых они работают. И все же, на этом альбоме выдерживается единая стилистика, единая манера исполнения.
Презентуя новинку, Питер не на шутку заинтриговал своих поклонников, сказав, что все композиции на пластинке были выполнены без характерных для рока гитар и ударных, исключительно при поддержке оркестра. Струнные и духовые инструменты, фортепиано и, собственно, голос самого Габриэла – вот, из чего складывается звучание Scratch My Back. Это не могло не сказаться на общей атмосфере пластинки. Песни всех двенадцати оригинальных исполнителей здесь утратили свою первоначальную окраску. Об этом можно судить уже по Heroes Дэйвида Боуи, лишенной своей бодрости. Композиция получилась довольно мрачной. Boy In The Bubble Пола Саймона, в оригинале энергичная вещь, здесь разменяла свои биты на клавиши, и даже ободряющие слова песни не справляются на с навалившейся на слушателя грустью. Если большинство песен в исполнении Габриэла стали просто другими, то My Body Is A Cage от Arcade Fire, вероятно, просто лучше оригинала. Вокал певца настолько выразителен, что создается ощущение, будто это его трек, написанный им самим о чем-то своем, сокровенном. The Book Of Love от The Magnetic Fields – это доказательство того, что выбор треков для переделывания оказался не на сто процентов верным. Оркестровая музыка едва ли подходит для этой песни, слишком позитивной, чтобы предстать перед слушателем в совершенно ином виде. Многочисленные поклонники Radiohead, скорее всего, поморщатся, услышав Street Spirit (Fade Out) в исполнении Габриэла. Мы же похвалим артиста за то, что он отважился взяться за песню такой группы. Разумеется, здесь она звучит совсем иначе, но артист на протяжении всего альбома и не старался никого копировать.
Любители музыки воспринимают и оценивают каверы по-разному, вне зависимости от качества их исполнения. Одни считают, что переделывать песню нужно с оглядкой на оригинал, прибегая к минимуму изменений. Другие, напротив, уверены, что смысл такого предприятия как раз состоит в том, чтобы композиция зазвучала совершенно по-новому. Представители второй категории однозначно будут рады пластинке Scratch My Back, на которой отдельные треки изменены до неузнаваемости. Задумка была довольно смелой. Объединить в одной работе произведения столь разноплановых исполнителей – это уже непростое дело, а, сделать новые версии известных во всем мире песен не хуже оригинальных – и вовсе задача для самых решительных и талантливых музыкантов. Питер Габриэл с ней справился, пусть даже найдутся те, кто ждали от него решения иного рода. Действительно, пластинка получилась сложной, с непростым настроением. Строчки из текстов песен зазвучали по-новому, а сами композиции порождают эмоции, которые в оригинальных версиях трудно было обнаружить. Пластический хирург Питер достал музыкальные скальпели и придал своим пациентам совершенно новый вид. Проделают ли исполнители, чьи песни представлены на этом альбоме, то же самое с произведениями Габриэла?