Обзор альбома Highway 61 Revisited
Это сегодня мы с легкостью заявляем об очередной новинке, что вот, мол, вам хороший пример смеси фолка и рока, а то и просто фолк-рока. А ведь были времена, когда такая фраза могла ввести в ступор даже самого продвинутого музыканта и опытного слушателя. Просто потому, что раньше ни те, ни другие и представить не могли, что это такое. А открыл нам глаза на это явление легендарный Боб Дилан, выпустив в 1965 году пластинку Highway 61 Revisited. Певец народной доли, воспеватель тягот жизни простого человека, Дилан к тому моменту уже завоевал статус новой фолк-иконы американской нации и настоящего самобытного поэта. Как настоящий музыкант и творец, он не стал останавливаться на достигнутом и на определенном этапе своей музыкальной карьеры внес очень серьезные изменения в формат своей работы.
По правде говоря, попытки скрестить электрические гитары с мотивами и инструментами фолка Боб Дилан предпринимал еще до Highway 61 Revisited, в частности на предыдущей пластинке Bringing It All Back Home. Однако именно на обозреваемом альбоме эта трансформация была доведена до ума, завершена, что и дало основания говорить о зарождении нового направления, а не об отдельном эксперименте отдельного музыканта. Более того, Боб Дилан и не был больше отдельным музыкантом, потому что Highway 61 Revisited записывался полноценным ансамблем, как и подобает любому рок-релизу. На работу в студии ушло все каких-то шесть дней! И вообще все в этой работе беспрецедентно, бескомпромиссно. Like A Rolling Stone – рок-гимн, знакомый даже тем, кто не знаком с творчеством Дилана – длится шесть с лишним минут, что, впрочем, не помешало ему стать синглом во времена, когда лейблы требовали на эту должность композиции по три минуты! Сюрреалистический эпик Desolation Row вышел за границы десяти минут, но разве нашлись те, кто оказались против?
Впрочем, оригинальное название, которое дала альбому трасса, бегущая мимо родного штата Боба Дилана, и внушительная продолжительность песен - это лишь приправы к самому блюду, музыке Highway 61 Revisited. Этот шедевр наделен идеальным чувством меры и пронзительным разнообразием, которое не рушит стилистическое единство. Рок-н-ролл в чистом виде представлен в бодрых Tombstone Blues и From A Buick 6. It Takes A Lot To Laugh, It Takes A Train to Cry – блестящая комбинация блюзовой гитары и фортепианных клавиш. Медленная и спокойная Ballad Of A Thin Man демонстрирует поэтический талант Дилана, иронично комментирующего работу СМИ. Queen Jane Approximatelly – фирменный фолк Боба Дилана с неизбежным соло на губной гармошке. В целом, музыка альбома формировалась под влиянием фолка, кантри и в меньшей степени блюза. Но отменная работа ритм-секции и электрическая гитара сделали свое дело, наполнив альбом энергетикой, остротой и эмоциональностью.
Работа, которая, по большому счету, не столько предложила новые идеи, сколько по-новому интерпретировала старые, оказала гигантское влияние на становление и развитие многих направлений. Захват альбомом чартов по обе стороны Атлантического океана и безоговорочный триумф главного хита Like A Rolling Stone – то, что навсегда останется в истории музыки. Во многом, Highway 61 Revisited стал вызовом для самого Боба Дилана, который доказал, что способен писать сложные в структурном плане композиции и выходить далеко за рамки традиционного фолка. Для тех, кто лишь планирует ознакомиться с творчеством этого выдающегося артиста, этот диск – пожалуй, лучший вариант. После выхода Highway 61 Revisited Боб Дилан признавался, что едва ли сможет записать что-либо еще такого же уровня. Впрочем, гениальные альбомы для того и появляются на свет, чтобы рядом с ними, на той же высоте не было бы больше ничего.