Если брать за аксиому то, что Восток – дело тонкое, то Япония, наверное, служит тому лучшей демонстрацией. Искусство этой страны не позволит нам, живущим далеко за ее пределами, постичь его суть. Нам можно прикоснуться и в лучшем случае попробовать маленький кусочек. И, конечно, мы обречены на удивление, а, если не рассчитать с дозой, то и на шок. Культурный шок. Активная пропаганда японской музыки в последнее время дала нам возможность познакомиться с огромным количеством очень интересных и самобытных исполнителей. Их отличает то, что играют они, кажется, то же, что и везде, но… иначе, по-своему. Токийское трио Boris иллюстрирует сие явление особенно ярко. Команду успели отнести к десятку жанров и направлений, а она продолжает удивлять. Порой даже создается впечатление, что цель их деятельности – некий вызов музыкальному сообществу. Мы уже привыкли к тому, что они без оглядки на правила и традиции предлагают в своей музыке самые неожиданные сочетания, а вот к релизу сразу трех альбомов в 2011 году готовы были очень немногие. Более того, словно надеясь еще раз эпатировать публику, музыканты из Токио назвали одну из этих пластинок New Album. Несмотря на шутливый или даже издевательский заголовок, диск заслуживает вашего внимания.
Наверное, проще «проглотить» New Album будет тем, кто не очень хорошо или вообще не знаком с группой Boris. Часто именуемые исполнителями стоунер-рока, японцы на этом альбоме фактически отказались от этого звания и предлагают нечто совсем другое. Скептики и противники Boris глубоко в терминологию не пойдут и назовут все это коммерциализацией или, проще говоря, «опопсением». Действительно, психоделика, царившая на прошлых дисках, здесь присутствует, но уже в качестве скромного гостя, которого просто уже давно принято звать. Зато мы получаем больше типично японского. Вокал на выходе вещает голосом аниме-персонажа, а в песнях звучат очень вкусные, местами даже сахарные, мелодии. Осталось указать еще один ингредиент – очень объемные биты, барабаны и прочие моменты, отвечающие за ритм-секцию. Увы, точно сказать трудно, поскольку Boris на славу поработали над тем, чтобы звук был максимально электронно-космически-хаотическиским. Party Boy, с которой разгоняется пластинка, все это предлагает в идеальном балансе. Мы получаем одновременно веселый, мелодичный, но и динамичный, роковый трек. И таких на New Album предостаточно.
Драйв, мощь, басы, танцевальные импульсы – это то, что входит в состав каркаса всего сета New Album. То, что накладывается на этот каркас, может меняться, но эффект остается сильным. Одинаково впечатляюще звучит Tu, La La с утяжеленными гитарами и последующая за ней мягкая Looprider, и причиной тому – та самая проработанная ритм-секция. Альбом, кроме того, регулярно меняет темп. Hope и Flare выгодно звучат именно благодаря возросшим скоростям и плотному звуку. А их стилистический антипод Pardon?, напротив, предлагает более разряженный и тягучий материал, но за счет этого создается особая атмосфера томительного ожидания и загадочности. Нельзя обойти стороной расположенный по центру трек Spoon, действительно центральное произведение New Album. Уникальный синтез стилистических заимствований, в котором обнаруживаются наработки рокерок-психоделиков и танцевальных электронщиков. Ощущение нереальности происходящего усиливается женский вокал, парящий над музыкальным сопровождением. Основных выводов два. Первый: New Album – потрясающий альбом, который станет для вас большим откровением. Второй: эта пластинка не может служить отправной точкой в изучении творчества Boris, поскольку здесь группа играет вовсе не то, что можно было услышать на ее прежних работах.
Работа The Else стала своего рода возвращением к истокам, поскольку она близка по духу к ранним альбомам They Might Be Giants, и в то же время на ней есть немало неожиданных, и, тем не менее, приятных, моментов